JEDIUM EDUCATION

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В E-LEARNING

Потребность в качественном онлайн-обучении постоянно возрастает, и, видимо, это долгосрочный тренд. Уже сейчас многие крупные компании (напр. Microsoft, Google) видят будущее обучения исключительно дистанционным, а технологические тренды предполагают lifelong learning практически необходимостью. При этом ситуация со средствами поддержки онлайн-обучения далека от идеальной.

Основные направления

Исторически развитие e-learning происходило в двух направлениях:

Наиболее известное сейчас и широко доступное — TRAINING. Здесь существует ряд определенных стандартов и вполне стандартных приложений, который довольно долго закрывал все необходимые потребности по организации такого обучения. Прежде всего это стандарты AICC/SCORM, и основанные на них Learning Management Systems (LMS); классикой здесь является LMS Moodle. Подобный продукт, как правило, представляет собой веб-сайт, где студенты могут проходить курсы (в формате презентаций/документов/видео), сдавать тесты и общаться; предлагаются самые различные возможности по управлению учебным процессом.

Вторым направлением является LEARNING, возникший в виде ряда учебных сред в различных университетах. Здесь не было единых стандартов, но был применен ряд новых подходов, таких, как конструктивистское и коннекционистское обучение, отчасти — социальное обучение. Например, одним из ранних вариантов электронной среды для поддержки проектного/конструктивистского/коннекционистского обучения является Knowledge Forum.

Текущая ситуация

Все эти варианты, однако, исключали общение в реальном времени, просто по причине тогдашнего уровня развития техники. С появлением различных средств общения в реальном времени начали появляться новые продукты, например, вебинары. Естественным образом возник до сих пор не решенный однозначно вопрос об интеграции общения в реальном времени и общения по переписке в рамках одной среды. Одной из действующих парадигм здесь является BLENDED LEARNING.

Проблематика

Еще более сложным оказался вопрос о сочетании конструктивистского обучения с социальным. На сегодняшний момент не существует продукта, где подобное было бы реализовано (влияние менторства/скрытого знания на индивидуальную учебную траекторию).

Кроме этого, совершенно не интегрированными в процесс обучения оказались все варианты симуляций и серьезных игр. Отчасти это было связано с тем, что не существовало какого-либо стандарта на запись статистики по действиям в такой симуляции — стандарт xAPI появился сравнительно недавно.

Характеристики среды обучения

Такая среда должна:

  • Быть сетецентрической, то есть основанной на концепции социальной сети;
  • Поддерживать все современные виды общения в реальном времени;
  • Включать все средства для работы с курсами из современных LMS;
  • Поддерживать варианты динамического/адаптивного курса и индивидуальной учебной траектории.

Но это — лишь традиционная часть подобной среды обучения, модернизированный под современные концепции вариант традиционного портала типа Moodle. Мы считаем, что второй частью учебной среды должно быть виртуальное пространство.


Какими должны быть характеристики виртуального пространства для успешной интеграции с подобной средой обучения?

Наше видение

Во-первых, оно должно быть многопользовательским. Многие компании создавали и до настоящего времени, и сейчас однопользовательские учебные виртуальные пространства. Но хотя такой вариант и дает больше, чем обычная презентация или видеоролик с набором тестов, концептуальное отличие не так уж и велико. В нашем случае это не подходит, так как мы изначально выбрали социальное взаимодействие одной из ключевых концепций системы.

Во-вторых, оно должно быть легко интегрируемым со всеми прочими аспектами системы на самых различных уровнях. Кроме вполне очевидных интеграций с социальными сетями (логин, статусы, обмен сообщениями…), теоретически любой контент, находящийся в системе, должен иметь виртуальное представление. “Например, если у нас есть обычная презентация — мы должны иметь возможность вывести ее на экран в виртуальной реальности; если кто-то запустил видеотрансляцию — мы должны возможность увидеть и ее; если кто-то находится в учебной среде в режиме обычного вебинара (общение голосом + видео + варианты whiteboard) — все это мы должны видеть в виртуальной реальности.” Более того, взаимодействие с различными объектами курса в виртуальности должно быть видимым и в социальной сети.

В-третьих, виртуальное пространство должно быть динамическим. Ученики и преподаватели должны иметь возможность самостоятельно создавать виртуальный контент, при этом имея возможность сделать его интерактивным, то есть, написать свою собственную программу, отвечающую за поведение объекта в VR.

До сравнительно недавнего времени реализация такого виртуального пространства была сопряжена с рядом сложностей.

История развития виртуальных пространств

Развитие виртуальных пространств в целом шло в том же ключе, что и развитие Всемирной паутины (World Wide Web). Первые достаточно распространенные варианты реализации таких пространств (например, World of Warcraft) представляли собой клиент-серверные системы, где сервер использовался для синхронизации действий клиентов в виртуальном мире и запуска различных сценариев. Это предполагало реализацию некоего сетевого протокола и прочих элементов любой клиент-серверной системы. Разница с Web 1.0 была в способе доставки контента — он скачивался при установке программы-клиента. Сходство же было в том, что контент создавался авторами системы, роль пользователей была исключительно во взаимодействии с ним.

На смену Web 1.0 пришел Web 2.0. Основная разница была в том, что контент здесь создавали сами пользователи. Это потребовало ряда новых технологий (стоит особенно выделить скриптинг на стороне клиента). Но с точки зрения обучения — главным изменением было то, что Web 2.0 позволил перенести в онлайн ряд недоступных до этого методик, прежде всего, социального обучения.

Виртуальные пространства в чем-то следовали тренду. Универсального протокола передачи 3D-контента, аналогичного WWW, не существовало (как не существует его и на данный момент, хотя VRML претендовал на эту роль). Но важным было то, что необходимое для реализации возможностей создания пользователями контента разделение протоколов на транспортный и представления начало появляться в некоторых системах.

Second Life

Одной из широко известных виртуальных сред, реализующих подобный подход, является виртуальный мир Second Life. Он был изначально спроектирован как “Web 2.0” для виртуальных миров, с предоставлением пользователями возможности создания нового контента, а также программирования (создания микропрограмм-скриптов) на стороне сервера, в силу чего они являлись по определению многопользовательскими, эффект работы такой программы был одним и тем же для всех пользователей виртуального пространства. При этом, с точки зрения программиста, сама программа писалась как обычная однопользовательская.

Second Life был революционным для своего времени проектом, но обладал рядом недостатков, частично бывших следствием выбранной архитектуры:

  • Требовательная к интернет-каналу схема доставки контента. Second Life использовал “Web-схему”, в которой весь контент находится на стороне сервера, и скачивается пользователем при попадании в определенный сегмент виртуального пространства. Хотя это и давало очень большую гибкость в средствах, доступных пользователю, это накладывало серьезные ограничения на интернет-канал, так как то, что хорошо работало для гипертекста и простых изображений, работало куда хуже на “тяжелом” 3D-контенте.

  • Ограничения скриптового языка. Язык LSL, разработанный специально для Second Life, предоставлял достаточно много возможностей для манипуляции объектами 3D-мира, но был не приспособлен для написания сколько-нибудь сложных систем. Достаточно отметить, что LSL — не объектно-ориентированный язык, и не поддерживает модульность в каком-либо виде.

  • Сложное масштабирование. Стандартный элемент пространства (“регион” в терминологии Second Life) был жестко ограничен по количеству объектов, а главное — по количеству одновременно находящихся в этом пространстве пользователей. Причем этот лимит был невысок: не более 40 пользователей в одном регионе. По-видимому, это связано с архитектурными решениями, принятыми при написании серверной части.

Тем не менее, Second Life заложил ряд концепций, которые, на наш взгляд, заслуживают развития.

Прежде всего, это концепция пользовательского скриптинга (написания программ). Если развивать ее дальше, то можно прийти к выводу, что объект в виртуальной реальности, несущий в себе такую программу, может быть сравнен с обыкновенной программой в современной операционной системе:

  • Она независима от других программ (но может с ними взаимодействовать);

  • Может иметь определенный интерфейс (в нашем случае им выступает все 3D-пространство, плюс элементы пользовательского интерфейса на стороне клиента);

  • Должна опираться на некий стандартный API, набор базовых функций, предоставляемых системой. При этом, как уже говорилось, с точки зрения программиста она представляет собой обычную “однопользовательскую” программу, без необходимости принимать в учет что-либо связанное с сетевым взаимодействием.

Особенности нашей реализации динамического виртуального пространства

Мы называем такой объект сущностью (ENTITY). Виртуальное пространство платформы Jedium представляет собой совокупность таких сущностей, причем как скриптовый язык мы используем полноценный C#/.NET, предоставляющий как все возможности языка, так и необходимую модульность.

Еще одной проблемой является масштабируемость. На платформе Jedium любая сущность на стороне сервера реализуется в виде агента Akka.NET, среды агентно-ориентированного программирования, позволяющей масштабировать сущности практически без ограничений.

Мы также выбрали гибридный метод доставки контента. При его использовании часть контента скачивается ( аналогично Second Life), но часть может быть доставлена одноразово (аналогично World of Warcraft). Это достаточно оправданный подход для использования в обучении, так как начальное содержание учебного курса вполне можно определить на этапе его создания, а возможности работы с пользовательским контентом дают все необходимое для его модификаций в процессе обучения. При этом нагрузка на интернет-канал зависит только от объема внесенных исправлений.

Следует также отметить, что в отличие от прочих существующих реализаций динамических виртуальных пространств мы изначально ориентировались на применение для обучения. Second Life также использовался и используется для обучения, но здесь возникает ряд специфических проблем, касающихся, прежде всего, интеграции с другими средствами обучения и организации рабочего процесса.

Мы изначально закладывали в платформу Jedium все необходимые для этого свойства. Например:

  • Отделили процесс разработки комплексных сценариев, включающих в себя взаимодействие многих сущностей, от разработки собственно сущностей. Разработку сценариев мы сделали гибкой и не требующей знания программирования;

  • Изначально предусмотрели ряд инструментов для анализа процесса обучения, при этом подготовив платформу к новым парадигмам, таким, как конструктивизм и коннективизм. Социальная же составляющая обучения является для нас одним из ключевых моментов, реализованным, кроме прочего, в многопользовательности платформы.

Наше решение

Мы сделали платформу — Jedium Platform — позволяющую представить любую сущность в виде агента Akka.NET.

Наше решение сочетает одновременную работу людей:

  • В виртуальной реальности;

  • За экранами обычных мониторов (вид от третьего лица, как в играх);

  • С мобильных устройств.

На базе платформы, мы разрабатываем отраслевые решения:

НУЖНА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ИЛИ ДЕМО?

ИНТЕРЕСУЮТ ПОЛЕЗНЫЕ И ИНТЕРЕСНЫЕ ОБНОВЛЕНИЯ?

JEDIUM EDUCATION

MODERN TRENDS IN E-LEARNING

The need for high-quality online training is constantly increasing, and, apparently, that is a long-term trend. Many big companies (e.g. Microsoft, Google) already foresee the future education as remote training only, and technological trends make lifelong learning is almost a necessity. However, a situation with the means of support of online learning is far from ideal.

MAIN AREAS

Historically, the development of e-learning happened in two areas:

The most famous and widely used is TRAINING. There is a number of specific standards and standard applications that—for a long time—covered all organization’s necessary requirements for training. First of all, these are the standards AICC/SCORM, and based on them Learning Management Systems (LMS); LMS Moodle is a classic example. Usually, such product is a website where students can take courses (in the format of presentations/documents/video), take tests, and communicate; it offers a variety of opportunities to manage the learning process.

The second is LEARNING, arising from a series of learning environments at various universities. There were no uniform standards, but constructivist, connectionist approaches and, partially, social learning have been applied. Knowledge Forum is one of the early versions of the e-environment to support project/constructivist/connectionist learning.

CURRENT SITUATION

However, all those variants excluded real-time interactions just because the technology was not good enough. With the advent of various means of real-time communication, new products (e.g. webinars) emerged. The question how to integrate real-time communication and chats within the same framework was still not settled. One of the existing paradigms is BLENDED LEARNING.

PROBLEMS

The question about the combination of social constructivist learning was even more difficult. To date, there is no a product that covers such implementation (the impact of mentoring/hidden knowledge of individual learning trajectory).

In addition, variants of simulations and serious games were not integrated into the learning process. This was partly due to the fact that there was no any standard for a statistical recording of actions in a simulation. xAPI standard appeared relatively recently.

CHARACTERISTICS OF A LEARNING ENVIRONMENT

Such environment should:

  • Be network-centric that is based on the concept of social networking;
  • Support all modern forms of communication in real time;
  • Include all the tools to work with courses of modern LMS;
  • Support options for a dynamic/adaptive course and individual learning trajectory.

However, that is just a traditional part of the learning environment upgraded to the modern version of the traditional concept of the portal such as Moodle. We believe that the second part of the learning environment should be a virtual environment.


In terms of a successful integration between virtual and learning environments, what characteristics VR should have?

OUR VISION

Firstly, it must be a multi-user experience. Many companies have created single-user virtual learning environments. Although such realization provides more benefits compared to a classic presentation or a video with a set of tests, the conceptual difference is not so big. In our case, that is not appropriate, since—at the early beginning—we chose the social interaction as one of the key concepts of our system.

Secondly, it should be easily integrated with all other aspects of the system at various levels. In addition to obvious integrations with social networks (login, status, instant messaging etc.), theoretically, any piece of content in the system should have a virtual representation. For example, if we have a common presentation, we should be able to display it in the virtual reality; if someone started the live video, we have an opportunity to see it; if someone is being presented in the learning environment in the mode of a regular webinar (voice communication + video + whiteboard), all of that we need to see in the virtual reality. Furthermore, interaction with various objects in the virtual course should be visible on the social network.

Third, the virtual environment must be dynamic. Students and teachers should have an ability to create virtual reality content and make it interactive: write their own program, responsible for the behavior of the object in VR.

Until relatively recently, the implementation of such virtual environment has been associated with a number of difficulties.

HISTORY OF THE VIRTUAL ENVIRONMENT

The development of virtual environments proceeded in the same way as the development of the World Wide Web (WWW) The first sufficient common embodiments of such environments (e.g. World of Warcraft) were client-server systems where the server was used to synchronize client actions in a virtual world and trigger a variety of scenarios. That involved the implementation of a network protocol and other elements of the client-server system. The difference with Web 1.0 was in the process of delivering content: the content was downloaded when the user had been installed the client program. The similarity was that the content was created by the authors of the system, the user role was only in an interaction with the content.

In place of the Web 1.0 came Web 2.0. The main difference was that the content was created by users. That required a number of new technologies (it is worth mentioning scripting on the client side). From the perspective of training, the major change was that Web 2.0 allowed using several techniques (like social learning) online.

Virtual environments followed the trend in some degree. Universal Transfer Protocol of 3D content—similar to the WWW—did not exist (as it does not exist now; although VRML claimed that role). The important thing was that a separation of protocols on transport and representation began appearing in some systems. Without that separation, users were not able to create VR content.

Second Life

One of the well-known virtual environments implementing that approach is the virtual world of Second Life. It was originally designed as a "Web 2.0" for virtual worlds, enabled users to create new content, and program (create firmware scripts) on the server side. That is why they were multi-user by definition. The results of work of such program were the same for all users in VR. At the same time, from developer’s point of view, the program itself was written as a regular single-player.

Second Life was the revolutionary project for its time but had a number of shortcomings that were partially a consequence of the chosen architecture:

  • Resource intensive scheme of delivery of the content. Second Life used a "web-scheme", in which all content was stored on the server side, and was downloaded by the user when user’s avatar appeared in a certain segment of the virtual environment. Although it gave a very great flexibility in the means available to the user, it imposed serious restrictions on the Internet channel: what worked well for the hypertext and simple images worked much worse on "heavy" 3D content.

  • Limitations of the scripting language. LSL language was designed specifically for Second Life, and provided a lot of opportunities for the manipulation of 3D objects, the world. However, it was not suited to write any complex systems. Suffice it to note that LSL is not an object-oriented language and does not support modularity in any form.

  • Complex scaling. A standard element of the space ("region," as a Second Life term) has been severely restricted by the number of objects, and most importantly by the number of simultaneously being in VR users. Moreover, that limit was low: no more than 40 members in the same region. Apparently, that was due to architectural decisions that were taken when developers wrote back-end.

However, Second Life has established a number of concepts, which, in our opinion, deserve development.

First of all, the concept of custom scripting (writing software). If you develop it, you can come to the conclusion that the object in virtual reality—with an embedded program—can be compared with an ordinary program in a modern operating system:

  • It is independent of other programs (but can interact with them);

  • It may have a specific interface (in our case, that is a 3D environment and elements of the user interface on the client side);

  • It must be based on a standard API, a set of basic features offered by the system. At the same time, from developer’s point of view, it is a conventional "single-user" program without anything related to networking.

Features of our implementation of a dynamic virtual environment

We call such object "ENTITY". A virtual environment created with Jedium Platform is a set of entities. As a scripting language, we use full C#/.NET. That provides all features of the language, as well as the necessary modularity.

Another problem is the scalability. On the Jedium Platform, any entity on the server side is implemented as an Akka.NET agent. Akka.NET is an agent-oriented programming environment allowing developers to scale entity with no restrictions.

Also, we chose a hybrid method of content delivery. While being used, the content is downloaded (similar to Second Life), but some content can be delivered one-time (similar to World of Warcraft). That is quite justified approach for use in training because the initial content of the course is possible to be determined at the stage of its creation, and the ability to work with user-generated content provides everything you need for modifications alongside the learning process is continuing. In that case, the load on the Internet channel depends on the amount of changes.

It should also be noted that, unlike others, we initially focused on the application for training existing implementations of dynamic virtual environments. Second Life was also used (and it is still used) for training, but that raises a number of specific problems related to integrations with other means and systems of training and organization of the working process.

We originally designed Jedium Platform with embedded all necessary properties mentioned above. For example:

  • Separated the development process of complex scenarios—that include interactions between entities—from the development of entities per se. We made the development of scenarios flexible without requirements to have skills in programming;

  • We provided a number of tools for the analysis of the learning process and and made the platform ready for implementations of new paradigms like constructivism and connectionism. For us, the social component of the training is one of the key elements, and it was implemented within multi-user VR experiences.

OUR SOLUTION

We have created Jedium Platform that allows representations of any entity in the form of an Akka.NET. agent.

Our solution combines simultaneous work of the people:

  • In virtual reality;

  • At screens of conventional monitors (a third-person view; like in games);

  • From mobile devices.

Based on platform, we developed industry-specific solutions:

Need more information or a demo?

Want useful & interesting updates?